Формирование позитивных взаимоотношений подростков с родителями

Цели и задачи

Цель исследования – выявление факторов, которые оказывают позитивное влияние на формирование взаимоотношений внутри семьи между подростками и родителями.

Введение и актуальность


Л.Я. Верб видит в отношениях между подростками и родителями показатель семейного благополучия. «Семья может быть обеспеченной и внешне может казаться благополучной, но на поверку оказывается, что внутри такой семьи актуализируются весьма тонкие проблемы, связанные с выстраиванием отношений между детьми и родителями», – пишет исследователь [2, с. 43]. Действительно, очень часто приходится иметь дело с острыми конфликтами внутри внешне благополучных семей. В обществе принято считать, что, например, бегство подростков из дому не может быть в принципе, если семья благополучная. Это – очевидное заблуждение, основанное на господствующих в обществе стереотипах.
Формирование взаимоотношений подростков с родителями проходит, по мнению В.Н. Дружинина, несколько стадий. Одной из первых стадий является установление «пробных контактов», когда подросток пытается узнать, как родители относятся к происходящим в нем переменам. На данной стадии подросток либо убеждается в наличии непонимания со стороны родителей, либо удостоверяется в том, что родители готовы принять его таким, какой он есть. Здесь и закладываются основы, которые формируют и развивают детско-родительские взаимоотношения в дальнейшем.
В зависимости от того, какие основы заложены в детско-родительские взаимоотношения, актуализируются различные виды последних. Задача практической психологии – выявить характер взаимоотношений между подростком и родителями на начальных этапах формирования.

Заключение и вывод


В работе был проанализирован процесс формирования позитивных взаимоотношений подростков с родителями. Было установлено, что позитивные взаимоотношения в семье, складывающиеся между детьми и родителями, – это основа семейного благополучия и продуктивной воспитательной деятельности. Семья для подростка должна стать не зоной отчуждения, а привлекательной средой для личностного развития. Решение данной задачи невозможно без установления позитивных взаимоотношений подростков с родителями.
Выявленные в теоретической части факторы, формирующие позитивные взаимоотношения между подростками и родителями, были проверены эмпирически путем опроса подростков из полноценных семей. Результаты эмпирического исследования полностью подтвердили теоретические доводы о том, что позитивные взаимоотношения подростков с родителями формируются в семьях, где практикуется демократический стиль воспитания и отсутствуют деструктивные конфликты. Вместе с тем умеренный авторитарный стиль воспитания не препятствует формированию таких взаимоотношений. Без конфликтных ситуаций в семье не обойтись, однако эти конфликты должны быть минимизированы. Кроме того, родители всегда должны знать, как разрешить конфликты. Успешное разрешение конфликтов способствует изменению вектора развития взаимоотношений с ребенком.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ